Целью деятельности ООО «КосКом» является выход на коммерческий рынок навигационных технологий, геоинформатики и других результатов космической деятельности и расширение своей рыночной доли до 5% к 2020 году. 
Основными направлениями деятельности ООО «КосКом» являются:
- реализации накопленных компетенций, лицензионных прав на имеющиеся программные продукты в области мониторинга автотранспортных средств и формирования перспективного продуктового портфеля в области внедрения комплексных навигационных сервисов и программных решений в интересах различных групп потребителей, реализация навигационных сервисов и услуг на территории 5 субъектов РФ;
- расширение рынков присутствия, расширение продуктового портфеля по всем категориям продуктов, вывод на рынок инновационного навигационного оборудования – функционального дополнения мобильных средств связи различных типов, обеспечивающего точность координатного определения до 1 м, реализация навигационных сервисов и услуг на территории 43 субъектов РФ, выход на рынки стран СНГ и Южной Америки;
- реализация навигационной платформы Цифровой экономики, реализация навигационных сервисов и услуг на всей территории Российской Федерации, выход на рынки стран БРИКС, Юго-Восточной Азии.
 
1.1. Продуктовые и производственные центры компетенций
 
Продуктовые центры компетенций
 
Единый ЦК:
Навигационные и геопространственные сервисы, предоставляемые через инфраструктуру Федерального сетевого оператора.
Безопасное использование беспилотных авиационных систем в различных областях применения.
Высокоточные функциональные дополнения ГЛОНАСС, предоставляемые через инфраструктуру Федерального сетевого оператора для использования в различных областях применения.
 
Распределенный ЦК (головная роль)
Комплексные сервисы на основе навигационных и геопространственных сервисов, или с преимущественным использованием навигационных и геопространственных сервисов, предоставляемые через инфраструктуру Федерального сетевого оператора.
 
В составе распределенного ЦК:
Сервис по интеграции услуг аэрофотосъемки.
Сервис по управлению силами и средствами.
Сервис по решению логистических задач.
 
Производственные центры компетенций
 
Единый ЦК:
Разработка навигационных и геопространственных решений на основе инфраструктуры Федерального сетевого оператора
 
Распределенный ЦК (головная роль):
Разработка интеграционных решений на основе инфраструктуры Федерального сетевого оператора
 
2. Краткая характеристика хода реализации программы деятельности организации в 2017 году и ожидаемое исполнение в 2018 году
Общество с ограниченной ответственностью «Космические коммуникации» (далее – ООО «КосКом») создано в 2017 году на условиях паритета АО «ВЕСТЕЛКОМ» (100 % акций компании принадлежат ПАО «Ростелеком») и АО «Российские космические системы» в целях:
- развития рынка навигационных технологий на базе сервисов, реализуемых ГНСС «ГЛОНАСС»;
- совершенствования законодательной базы в сфере информационных и навигационных технологий;
- коммерческой реализации навигационных услуг Госкорпорации «Роскосмос»;
- формирования и развития инфраструктуры федерального сетевого оператора в сфере навигационной деятельности;
развития массового рынка применения малых беспилотных авиационных систем (далее - БАС);
- реализации масштабных навигационных и геоинформационных проектов на территории Российской Федерации и за рубежом в интересах государственных и коммерческих потребителей.
 
3. Направления и мероприятия развития ООО «КосКом» в 2018-2020 годах
В 2018 году запланирована реализация:
- лицензионного программного обеспечения «РКС Комплекс» и облачных сервисов, реализованных на его основе;
- данных аэрофотосъемки с применением БПЛА;
- сервиса агрегации данных аэрофотосъемки с применением БПЛА; 
- сервиса оперативного метеорологического обеспечения на территории Ленинградской области и г. Санкт-Петербурга; 
- БПЛА Геоскан, полезной нагрузки к ним; 
- навигационного оборудования партнеров для автотранспортных средств и воздушных судов.
В 2019 году планируется вывод на рынок линейки мобильных приложений в интересах служб жилищно-коммунального хозяйства, сервисов персональной навигации, одночастотный высокоточный навигационный трекер для мобильных устройств на базе СДКМ, линейки дистанционных образовательных курсов в сфере навигационных и геоинформационных технологий.
В 2020 год запланирована реализация навигационной платформы и сервисов на её основе. 
 
Акционеры ООО «КосКом» обладают уникальными преференциями в конкурентной среде на рынке, выступая идеологом и автором основных государственных стратегических и нормативных правовых документов в сфере информационных, навигационных, геоинформационных технологий и использования результатов космической деятельности (РКД).
Это преимущество позволяет компании принимать активное участие в формировании нормативно-правовых условий работы бизнеса по вышеуказанным направлениям, обеспечивая выделение отличительных особенностей и специфики ее продукции и услуг.
Деятельность по развитию нормативно-правовой базы планируется осуществлять по 3 направления:
формирование условий для развития внутреннего рынка космических продуктов и услуг и массового внедрения;
формирование единых требований в области использования целевых технологий всеми группами потребителей;
формирование требований к образовательным процессам в области использования целевых технологий.
Для выполнения планируемых показателей планируется лицензирование и сертификация деятельности компании в части получения:
- Лицензии ФСБ России на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну.
- Лицензии Госкорпорации «Роскосмос» на осуществление космической деятельности.
- Лицензии Росреестра на осуществление геодезических и картографических работ федерального назначения, результаты которых имеют общегосударственное и межотраслевое значение.
- Сертификата соответствия стандартам системы управления качеством выпускаемой продукции серии ISO 9000.
 
3.1. Научно-техническое развитие (развитие продуктового портфеля) ООО «КосКом»
На период ближайшего будущего (до 2020 года) необходимо рассматривать ряд перспективных технологий, заделы по которым позволят получать стабильные результаты по оборотам и прибыли компании на следующие периоды. Предлагаемые заделы можно реализовать при выполнении текущих проектов как побочные результаты.
 
Пространственная аналитика
Перспективной и востребованной на рынке технологией является пространственная аналитика — универсальный способ решения аналитических задач с пространственным контекстом. Комплексные решения, использующие пространственную аналитику сильно выигрывают в глазах пользователей, особенно в совокупности со специализированными методами обработки навигационной информации. Предлагается создать задел для решения подобных задач в виде отдельного сервиса пространственной аналитики в дополнении к сервису управления пространственными данными, хорошо интегрированного с навигационными сервисами ИФСО. Решение может быть создано либо на основе готового продукта, либо разработано самостоятельно в пошаговом режиме в процессе решения задач, которые ставят пользователи.
 
Интернет вещей (IoT)
Технологии интернета вещей в условиях роботизации физических объектов будут развиваться интенсивно многие десятилетия. Для участия в доходах этого рынка необходимо представить соответствующие сервисы. Поскольку компания нацелена в основном на рынки навигационных технологий, то есть на рынки, где объектами являются мобильные сущности, важное значение имеет энергоэффективность решений. Добавление навигационных возможностей к оборудованию IoT позволяет как включить мобильные объекты в инфраструктуры IoT, так и снизить стоимость инсталляции больших проектов со стационарными объектами за счет отсутствия необходимости устанавливать привязку объектов к пространству в процессе инсталляции вручную. Задачи являются весьма перспективными и для их решения необходимо создать оборудование для сбора и передачи информации для определения местоположения датчиков на стороне сервера. За счет переноса основного объема сложных вычислений на сервер, энергоэффективность таких решений становится очень высокой. В настоящее время таких решений не существует. Также необходимо создать ПО, которое может быть основой сервиса ИФСО для таких приложений. Монетизация может происходить за счет продажи лицензий на решения для встраивания в устройства IoT, за счет предоставления сервиса по определению положения, за счет продажи устройств, за счет участия в проектах соответствующей направленности. Для решения задачи необходимо запланировать создание пилотного проекта для исследования и демонстрации возможностей решения задач с использованием навигации в IoT.
 
Большие данные
Предпочтительное положение на рынке навигационных технологий за счет применения средств работы с большими данными в реальном времени необходимо сохранить в процессе развития. Для решения этой задачи требуется развитие существующих заделов в ИФСО в направлении расширения спектра видов обрабатываемых данных (кроме навигационных), а также улучшения характеристик существующего решения. Перспективы связаны в основном с массовым внедрением технологий связи 5G, которая, как ожидается радикально уменьшит задержки в передаче данных от объектов. Такие изменения позволят перейти от задач мониторинга обстановки с участием человека к автоматическому управлению мобильными физическими системами. Для решения задачи необходимо создать исследовательские проекты по управлению физическими системами. Самым подходящим вариантом является автоматическое управление БАС.
На период после 2020 года необходимо создавать заделы в области технологий, связанных с роботизацией и массовой автоматизацией физических систем.
Сервисы для роботизированных систем
Для навигационного обеспечения роботизированных систем просматриваются следующие направления развития:
повышение точности навигации;
переход к навигации объектов как сложных геометрических тел с ориентацией в пространстве;
повышение оперативности;
повышение надежности навигации;
переход к сетецентрическим моделям управления деятельностями.
Соответственно, основными заделами, которые необходимо сформировать в настоящее время путем решения смежных задач в текущих проектах являются:
формирование комплексного сервиса для обеспечения высокоточного навигационного сервиса;
разработка алгоритмов и сервисов по управлению объектами;
встраивание сервисов по контролю целостности навигационного поля в алгоритмы управления;
А-ГЛОНАСС для повышения оперативности;
разработка алгоритмов управления роями и алгоритмов группового управления и навигации.
 
Блокчейн
С развитием технологий автоматизации падает объективная необходимость в сложных централизованных и иерархических системах управления, основанных на взаимодействии людей. При этом растет необходимость создания распределенных инфраструктур доверия между субъектами деятельности, альтернативных централизованным. В будущем компании необходимо рассчитывать на ведение деятельности в условиях автоматических распределенных систем обеспечения доверия. В области навигационных технологий возможно создание кооперативных систем, где история перемещений объектов контролируется распределенными инфраструктурами доверия. Для создания заделов в этой области возможно на базе ИФСО создать какую-либо информационную систему соответствующей направленности, например, систему контроля перемещений товаров на основе блокчейн с фиксацией текущего местоположения объектов с помощью навигационных технологий и записи полученной информации в блокчейн. Такую информационную систему возможно создать для конкретного потребителя, заинтересованного в контроле доведения товара с определенной торговой маркой до потребителя. На созданной системе возможно проводить исследования применения таких технологий для различных целей.
Другой важной технологией, которую следует рассмотреть для развития является технология смарт-контрактов. Поскольку живейший интерес среди потребителей вызывают возможности ИФСО по созданию комплексных приложений с распределением доходов между множеством операторов, предоставляющих компоненты, естественным развитием этих технология является перенос функций юридического взаимодействия в электронную среду. Такой проект может быть только инфраструктурным, поэтому должен финансироваться за счет капиталовложений в развитие технологий компании. В зависимости от финансового состояния компании, необходимо рассмотреть вопрос финансирования создания в рамках ИФСО системы оперирования смарт-контрактами между пользователями (потребителями и поставщиками услуг на платформе ИФСО) и обеспечить возможность взаимодействия субъектов при помощи смарт-контрактов.
 
Машинное обучение
Технологии машинного обучения в настоящее время выглядят перспективными для решения множества полезных задач в области навигации. Практически по всем направлениям возможны применения, обеспечивающие решения задач, которые ранее решить было невозможно в принципе (например, задача создания эффективных алгоритмов оптимизации логистических операций, задач автоматического распознавания объектов по материалам ДЗЗ, медиаматериалам о пространстве). Для некоторых задач с применением технологий машинного обучения возможно добиться серьезного повышения эффективности по сравнению с существующими решениями. Например, в области навигационных технологий перспективной выглядит задача создания алгоритмов вычисления навигационных поправок на основе нейронных сетей.
Компания должна использовать эти технологии, для создания заделов по ним необходимо в проекты, связанные с управлением наземным транспортом включать задачи оптимизации логистики на основе эволюционных стратегий. В проекты, связанные с управлением пространственными данными, необходимо включать задачи распознавания изображений.
 
Управление пространственными данными
Технологии управления пространственными данными, наряду с навигационными технологиями, являются ключевыми для бизнеса компании. Компания должна постоянно совершенствовать свои технологии, наблюдая за тенденциями на рынке. Основные улучшения в перспективе будут связаны с развитием технологий хранения пространственных данных и способами интеграции пространственных сервисов с внешними источниками непространственных данных об объектах. Пространственные данные имеют простую регулярную структуру, что делает эффективным их хранение в СУБД нереляционного типа. В составе навигационной системы ИФСО уже имеется хранилище данных нереляционного типа и получен положительный опыт его использования для хранения навигационных данных. Компании необходимо реализовать пилотный проект по хранению пространственных данных в СУБД ИФСО, выполнить исследования по использованию полученного решения в задачах, связанных с управлением пространственными данными.
 
3.2. Производственно-технологическое развитие (производственно-технологическая модель деятельности) ООО «КосКом»
Для осуществления своей деятельности ООО «КосКом» использует следующие технологии:
Инфраструктура Федерального сетевого оператора навигационной деятельности
Инфраструктура Федерального сетевого оператора навигационной деятельности (ИФСО) является основным технологическим инструментом компании для работы на рынке навигационных и картографических услуг. ИФСО в своем составе содержит ряд готовых сервисов, в том числе сервис мониторинга подвижных объектов, сервис безопасного использования беспилотных авиационных систем и др. Также ИФСО содержит большое количество готовых компонентов и среду для компонентного создания сервисов (Платформа комплексных приложений, ПКП). ПКП является основным технологическим инструментом для создания новых навигационных сервисов. В совокупности с множеством компонентов сервисного характера (мониторинг функционирования, портал, интернет-магазин, система биллинга и т. п.) ИФСО позволят создавать новые сервисы на основе существующих сторонних программных решений, адаптируя их к среде ИФСО, и интегрировать новые перспективные разработки различных производителей, построенные на основе самых современных решений, и не успевшие интегрировать необходимые сервисные компоненты. Таким образом, ИФСО помогает оператору собирать самые современные технологии, быстро дорабатывать их и продвигать их на рынке.
 
Навигационные технологии
Работа на рынке навигационных услуг является основным направлением бизнеса компании. В своих решениях компания будет использовать все доступные на текущий момент навигационные сервисы и технологии. Используя возможности участника (АО «Российские космические системы»), взаимодействуя с предприятиями ракетно-космической отрасли, компания имеет доступ к самым перспективным навигационным технологиям, имеет возможность участия в пилотных проектах, приобретая необходимые компетенции в применении и разработке систем с использованием таких технологий. ИФСО содержит технологии, обеспечивающие интеграцию и использование сервисов навигационных определений любой точности, в том числе платных навигационных сервисов. Типы сервисов также могут быть любыми, в том числе сервис определения местоположения, сервис мониторинга целостности, различные функциональные дополнения.
Основным навигационным сервисом является стандартный сервис навигационных определений (сервис стандартной точности). На текущий момент также доступны сервисы с использованием функциональных дополнений СДКМ и сервис с использованием высокоточных функциональных дополнений Национальной сети высокоточного позиционирования (НСВП). Все работы по интеграции выполнены. Для использования повышенной точности имеются интерфейсы и средства для преобразования форматов данных, что позволяет множеству потребителей использовать высокую точность в своих специализированных приложениях, а оператору (компании) монетизировать средства повышенной точности.
ИФСО имеет в своем составе высококачественную систему современную систему сбора данных с объектов. Система позволяет собирать, хранить, управлять потоками данных реального времени о состоянии объектов. Мощности потоков данных не ограничены при масштабировании, в текущем состоянии количество объектов измеряется единицами миллионов. Сервис сбора и хранения данных может быть основой множества сервисов более высокого уровня, причем не только навигационного характера. Эта особенность позволяет компании предлагать на рынке широкую номенклатуру сервисов по сбору, обработке и хранению данных, в том числе для приложений интернета вещей.
Способность к обработке очень мощных потоков данных, уникальная для Российского рынка позволяет компании предлагать к реализации системы управления транспортом федерального масштаба, успешно конкурируя в технологическом совершенстве с лидерами рынка (АО ГЛОНАСС и компанией Гуртам). В совокупности с функциональностью картографической подсистемы ИФСО, имеющей средства для работы с трехмерными данными, обеспечивается возможность построения навигационных систем, объектами которых являются летательные аппараты.
 
Геопространственные технологии
Важным направлением работы компании является предложение на рынке Российской Федерации геопространственных сервисов на основе возможностей ИФСО. Стратегией работы на рынке геопространственных сервисов является предложение таких сервисов в составе комплексных приложений совместно с навигационными сервисами и функциональностью для решения прикладных задач пользователей.
В качестве технологического инструмента для решения этой задачи предлагается использование ИФСО как платформы. В составе ИФСО присутствует база данных картографической информации (БДКИ), которая содержит функции для работы с геопространственными данными. Имеющееся решение идеологически, архитектурно и технически отстает от существующих на рынке предложений и требует модернизации либо замены. Основная техническая проблема — ограниченная производительность текущего решения. В существующем виде оно способно решать только ограниченные задачи очень узкой номенклатуры.
При этом ИФСО имеет очень развитые современные средства для организации пространственных сервисов высокого уровня, особенно сервисов, использующихся для решения различных навигационных задач.
Развитие БДКИ предполагается за счет проектов (ОКР), которые в своем составе имеют большую долю геопространственной функциональности.
Основной целью развития геопространственных технологий является создание полноценной системы управления пространственными данными на платформе ИФСО, позволяющей создавать описания пространства и пространственных характеристики физических объектов в глобальном масштабе. Такие технологии должны позволять описывать пространство с помощью трех видов информации:
ортофотопланы на основе различных источников;
векторные пространственные данные, описывающие различные модели пространства, в том числе трехмерные;
привязанные к пространству данные различных видов о физических объектах.
Все виды пространственных данных должны иметь привязку ко времени, база данных должна формировать данные с возможность прослеживания развития моделей во времени.
Геопространственные сервисы должны иметь развитые надежные системы актуализации пространственных данных и поддерживать технически различные организационные модели актуализации, в том числе краудсорсинг, кооперативная модерируемая актуализация.
Технологии информационных систем
Для успешной работы в выбранных областях компании требуется решение общих задач связанных с информационными технологиями вообще.
Для успешного привлечения множества операторов, производителей ПО, сервисных компаний требуется использование компонентных технологий, позволяющих оперативно встраивать внешние информационные системы в качестве компонентов ИФСО и предлагать их сервис на рынке от имени компании, либо от имени авторов за комиссионное вознаграждение.
В текущей реализации ИФСО компонентная модель построена на основе специальной подсистемы (ПКП). В целом, все реализованные возможности имеют достаточно высокий уровень качества и не имеют серьезных конкурентов на рынке. Особенностью является существенная новизна предлагаемых решений. Предварительная работа на рынке показала, что в целом предложения хорошо воспринимаются как у потенциальных потребителей, так и у потенциальных поставщиков сервисов. Однако, поскольку не существует серьезного опыта такой работы на рынке, возможны проблемы, связанные с недостатком опыта.
Другой важной технологией является технология работы с большими данными. Множество потенциальных клиентов требуют возможностей комплексной обработки больших объемов разнородных данных. ИФСО имеет в своем составе очень перспективную систему обработки мощных потоков навигационных данных, и данных о состоянии объектов в реальном времени. Аналогов таких систем пока не существует на рынке, но они запанированы и их реализация в разных проектах находится на разной стадии готовности. Имеет смысл максимально быстро использовать имеющиеся возможности, чтобы утилизировать выгодное положение на рынке в настоящее время.
В ИФСО нет никаких технических заделов для организации аналитической обработки больших данных. Для успеха на рынке такие возможности необходимы. Если не создать эти возможности внутри компании, то при решении широкого класса задач придется использовать внешние решения с достаточно высокой полной стоимостью, либо вообще отказаться в таких проектах от главной роли и использовать собственные сервисы как подчиненную технологию в решениях от других системных интеграторов. В качестве решения предлагается в рамках какого-либо проекта создать систему (технологию) аналитической обработки на основе стека технологий Hadoop, которую впоследствии использовать в проектных решениях и развивать по мере необходимости.
Важным моментом современной информационной инфраструктуры является все большая мобилизация субъектов. Причем именно навигационные технологии важны и востребованы там, где субъекты отношений являются высокомобильными. Поэтому, для успешной работы на рынке необходимо иметь технологии для работы с мобильными клиентами. В составе ИФСО нет современных удобных технологий для создания мобильных приложений. Поэтому стоит задача создания как минимум двух каркасов мобильных приложений для двух различных сценариев применения таких приложений:
активный гражданин;
контролируемый сотрудник.
«Активный гражданин» предполагает сценарий применения, в котором мобильный клиент используется для сбора пространственной информации и привязки ее к пространству с помощью навигационных технологий, «контролируемый сотрудник» должен расширять эту технологию функциями планирования работ такого рода, мониторинга выполнения таких работ и анализа результатов работ. Предлагается такие каркасы создать в рамках выполнения каких-либо проектов с подходящими целями и задачами.
Поскольку для решения задач компании необходимы достаточно большие объемы разработки ПО, то требуется наличие технологий создания ПО. В течение 2018 года необходимо создать современную технологию проектирования, разработки и внедрения программных средств. Ресурсы ИФСО содержат возможности компонентного создания ПО, это несколько облегчает задачу, однако задача создания ПО низкого уровня все равно актуальна и требует решения. При создании технологии разработки требуется ориентация на возможности ИФСО. Поскольку основным стеком технологий в ИФСО является Java virtual machine (JVM), предлагается для основного стека технологий использовать языки программирования, исполняющие системы, средства разработки для JVM.
Специализированное оборудование
Решение многих задач потенциальных потребителей требует наличия специализированного оборудования. Обычно такие задачи связаны с особенностями работы с навигационными данными (нестандартные требования к точности, стоимости, надежности и т. п.) либо со связью (требования к возможности онлайн-связи в отдаленных районах без покрытия традиционными системами связи). Перспективными направлениями для работы на свободных от конкурентов перспективных рынках являются:
навигационное оборудование повышенной точности и низкой стоимости, позволяющее решать задачи повышенной точности с низкими издержками, например поиск малогабаритных объектов (канализационные люки в сфере ЖКХ);